Доклады, выступления, визиты руководства
Бюджет
Налоговая политика
Государственные программы
Государственный долг
Долговая устойчивость муниципальных образований Республики Мордовия
Мониторинг качества управления финансами
Информационные системы
Противодействие коррупции
Информация по ОСАГО
Сведения подлежащие представлению с использованием координат
Антимонопольный комплаенс
Ведомственный контроль за соблюдение трудового законодательства
Финансовая грамотность
Развитие финансового рынка
Самообложение граждан
Проект консолидированного бюджета Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
Уважаемый Глава Республики Мордовия, уважаемые депутаты и участники сессии.
На Ваше рассмотрение вносится проект республиканского бюджета на 2014 год и среднесрочную перспективу.
В основе главного финансового документа – прогноз социально-экономического развития республики, в соответствии с которым в 2014 году предусматривается рост валового регионального продукта на 9,1 %, а индекс промышленного производства должен составить 109,4%. В сельском хозяйстве предусмотрено увеличение объемов производства в сопоставимых ценах за три года почти на 18%.
Объем прибыли прибыльных организаций, как ожидается, составит в следующем году 13 млрд. 350 млн. рублей, что больше оценки текущего года на 13,5 %. Фонд оплаты труда планируется в размере 60 млрд. 717 млн. рублей, с ростом к 2013 году на уровне 15 %. Средняя заработная плата в республике в следующем году должна превысить 20 тысяч рублей, а в 2016 году – составить более 27 тысяч рублей.
Запланированы значительные объемы реализации подакцизной продукции. Так, производство водки в соответствии с прогнозом составит 3 млн. дал., пива - 13 млн. дал. Производство вина в плановом период достигнет полумиллиона декалитров.
Уважаемые депутаты!
Проведенные расчеты, оценка прогнозных показателей, позволили определить на 2014 год доходы консолидированного бюджета в объеме 31 млрд. 483 млн. рублей, что на 14 % больше, чем предусматривалось первой редакцией закона о республиканском бюджете на текущий год.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета планируются в сумме 24 млрд. 746 млн. рублей, с ростом к оценке текущего года на 4,2 млрд. рублей.
Увеличение собственных доходов должны обеспечить прежде всего налоговые источники: акцизы, налог на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество организаций.
К примеру, в следующем году планируется получить от акцизных сборов на 17 % больше, чем в текущем году. Этому должен способствовать рост ставок акцизов.
В соответствии с федеральным законодательством ставка акциза на пиво увеличится на 20 %, на крепкий алкоголь – на 25 %.
Более, чем в 2 раза возрастут поступления налога на имущество организаций. Это объясняется проведенной в текущем году оптимизацией системы налоговых льгот, действующей в Республике Мордовия.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета оцениваются на уровне 6,7 млрд. рублей.
В связи с ростом бюджетной обеспеченности республике сокращается объем дотаций. В следующем году объем трансферта составит 5 млрд. 83 млн. рублей, что на полмиллиарда рублей меньше текущего года.
Уважаемые участники сессии!
Расходы консолидированного бюджета планируются в сумме 31 млрд. 467 млн. рублей, из них расходы республиканского бюджета – 28 млрд. 979 млн. рублей.
Структура расходной части консолидированного бюджета претерпела по сравнению с текущим годом некоторые изменения, связанные, в первую очередь, с выполнением задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Опережающими темпами будут расти расходы в социальной сфере.
Так, на содержание государственных и муниципальных учреждений образования предлагается направить в 2014 году 7 млрд. 683 млн. рублей. Это на 36 %, или более чем на 2 млрд. рубле й больше, чем изначально планировалось на текущий год.
Заработная плата учителя в 2014 году должна превысить 20 тыс. рублей в месяц, а еще в 2012 году она едва превышала 12 тысяч рублей. Только на повышение заработной платы по этой категории в 2014 году будет направлено около 1 млрд. рублей.
Средняя зарплата педагогов дошкольного образования в следующем году составит 17,5 тысяч рублей, что более чем в 2 раза превышает показатель 2012 года.
Также в 2014 году продолжится осуществление дополнительных выплат за классное руководство, финансирование летнего отдыха детей.
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете республики впервые превысит 25 %.
Увеличиваются ассигнования и в сфере здравоохранения.
Межбюджетный трансферт Территориальному фонду обязательного медицинского страхования в 2014 года сложится в объеме 2 млрд. 787 млн. рублей. Этого достаточно для реализации программы государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Средняя заработная плата врача в очередном году должна составить 26,5 тысяч рублей, что на 30 % превысит среднюю заработную плату по республике.
Сохраняются доплаты участковым врачам, врачам педиатрам, врачам общей практики и соответствующему среднему медперсоналу, медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи.
Всего, только по категориям, обозначенным в указах Президента, на повышение заработной платы в следующем году проектом бюджета предлагается направить 2 млрд. 143 млн. рублей.
Следует отметить, что бюджетом предусмотрено повышение с 1 октября 2014 года на 6 % размеров оплаты труда и по категориям работников, не отмеченных в указах Президента.
Общий же объем расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия на оплату труда (с учетом средств ФОМС) необходимо довести в 2014 году до 13 млрд. 900 млн. рублей. Таким образом, доля расходов на оплату труда составит 48 %.
Расходы консолидированного бюджета на представление мер социальной поддержки и социальных выплат отдельным категориям граждан в 2014 году превысят 4 млрд. рублей, что составляет 13 % от общего объема расходов.
В составе расходов на социальную поддержку населения значительную часть занимают мероприятия, связанные с приобретением и оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, на субсидирование граждан в целях приобретения жилья, обслуживания и погашения ипотечных кредитов, проектом предусмотрено почти 717 млн. рублей, в том числе на строительство и приобретение жилья для участников Великой отечественной войны – 128 млн. рублей, для молодых семей - 100 млн. рублей, для молодых специалистов и граждан, проживающих в сельской местности – 150 млн. рублей.
Особо необходимо отметить, что в рамках трехлетнего бюджета на решение проблемы обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется направить более 811 млн. рублей. Как ожидается, к 2016 году жилыми помещения будет обеспечено 782 сироты, и очередь на получение жилья детьми-сиротами будет ликвидирована,
В проекте бюджете не учтена часть федеральных средств на улучшение жилищных условий граждан, распределение которых по регионам будет осуществлено в процессе исполнения федерального бюджета. Так что названная сумма будет корректироваться в сторону увеличения.
Кроме того, на представление льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрено почти 1 424 млн. рублей.
В целом расходы по разделу «Социальная политика» составят в 2014 году 5 млрд. 094 млн. рублей, или 6 тысяч 220 рубля в год в расчете на одного постоянного жителя республики.
В республике продолжается активная поддержка физической культуры и спорта, расширяется перечень развиваемых спортивных дисциплин. В целом расходы на содержание спортивных учреждений, в том числе негосударственных, составят в следующем году 534 млн. рублей.
Расходы на культуру в наступающем году превысят 1 млрд. рублей.
Очевидно, что бюджет остается социально-ориентированным. Расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику, физкультуру и спорт превышают 62 % от всех расходов.
Уважаемые депутаты!
Республиканский бюджет на 2014 год впервые подготовлен в программном формате. К финансированию приняты 22 государственные программы на общую сумму 22 млрд. рублей. Доля программных расходов составит 76 %. Среди них – программа развития жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства, в рамках которой предлагается направить на переселение граждан из аварийного жилищного фонда только за счет республиканского бюджета более 300 млн. рублей. Кроме того, на эти цели из фонда реформирования ЖКХ должно поступить 385 млн. рублей.
Бюджетный ассигнования на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства составляют свыше 1,5 млрд. рублей.
В том числе почти 648 млн. рублей – на компенсацию сельхозтоваропроизводителям части процентной ставки по кредитам. Большая часть из этой суммы предназначается предприятиям, осуществляющим долгосрочные инвестиционные проекты. Кроме того, предусматриваются средства на несвязанную поддержку в области растениеводства и животноводства, поддержку экономически значимых региональных программ. После получения лимитов бюджетных ассигнований из федерального бюджета названная сумма поддержки существенно возрастет.
Продолжится реализация программы поддержку малого и среднего предпринимательства. Проектом бюджета на поддержку деловой активности хозяйствующих субъектов предусматривается 60 млн.рублей.
Как планируется, бюджетные инвестиции в следующем году за счет консолидированного бюджета составят 1 млрд. 800 млн. рублей. Продолжится строительство музейно-архивного комплекса, реконструкция музея имени Степана Дмитриевича Эрьзи, универсального спортивного зала и крытого футбольного манежа, других значимых объектов.
Для продолжения строительства объектов Технопарка предусматривается 300 млн. рублей.
Со следующего года в составе местных бюджетов будут образованы собственные дорожные фонды. На их пополнение из республиканского бюджета будет передана часть акцизов на горюче-смазочные материалы в общей сумме 166 млн. рублей. Республиканский дорожный фонд определен в объеме 2 млрд. 33 млн. рублей. Из них более 100 млн. рублей будет передано в местные бюджеты в виде субсидий.
Уважаемые депутаты!
Предлагаемая в проекте бюджета система межбюджетных отношений, как и ранее, предполагает обеспечение сбалансированного исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов путем оказания финансовой помощи. В будущем году на местный уровень запланировано передать 7,7 млрд. рублей.
В состав финансовой помощи, предоставляемой под условием и имеющей стимулирующий характер, включены субсидии, выплачиваемые в зависимости от выполнения производственных показателей, общая сумма которых составит в 2014 году около 1 млрд. 234 млн. рублей.
Свыше 854 млн. рублей предлагается направить местным бюджетам на осуществление капитальных вложений.
Из них более 162 млн. рублей – на реконструкцию и строительство общеобразовательных школ, в том числе селе Козловка Атяшевского района, Берсеневка Лямбирского района, поселке Ромоданово.
Почти 126 млн. рублей будет направлено на развитие учреждений культуры, в том числе домов культуры в районных центрах Кочкуровского, Ковылкинского, Атяшевского и Ромодановского районов.
79,3 млн. рублей предусмотрено на строительства на условиях софинансирования с федеральным бюджетом детских садов, почти 28 млн. рублей – на создание условий для занятий физической культурой и спортом.
Кроме того, 22 млн. рублей предполагается направить на развитие систем водоснабжения и газоснабжения в сельской местности, 33 млн. рублей – на комплексную застройку поселений, в том числе Красноподгорного сельского поселения Краснослободского района и Семилейского – Кочкуровского района.
Уважаемые участники сессии!
Как уже отмечалось, обязательства республиканского бюджета в следующем году существенно возрастут. Значительное повышение размеров оплаты труда, необходимость ликвидации аварийного жилищного фонда, обеспечения 100 процентного охвата детей дошкольного возраста местами в детских садах сочетается с инфляционным ростом расходов на содержание бюджетной сферы, необходимостью поддержки сельского хозяйства и инновационного роста экономики.
Учитывая сложившуюся ситуацию, предстоящий бюджетный цикл станет одним из самых сложных за последние годы.
Проект бюджета является дефицитным. Совокупный дефицит республиканского бюджета за три года превысит 9 млрд. рублей, и очевидно, что государственный долг в среднесрочной перспективе снижаться не будет.
Вместе с тем, более половины заимствований республики составляют бюджетные кредиты из федерального бюджета, процентная ставка по которым существенно ниже инфляции.
Плодотворный характер сотрудничества Мордовии с федеральными органами государственный власти позволяет рассчитывать и на дальнейшую поддержку со стороны федерального бюджета.
Также в уходящем году размещен дебютный облигационный займ Республики Мордовия, процентная ставка по которому ниже, чем за пользование банковскими кредитам.
Таким образом, объем государственного долга в настоящее время и в перспективе будет соответствовать требованиям законодательства.
Следует отметить, что основные параметры проекта бюджета, в том числе в части дефицита и государственного долга, согласованы с Министерством финансов Российской Федерации. При этом изменения утвержденных параметров в течение года будут возможны только в случае дополнительного поступления доходов. В связи с этим, участникам бюджетного процесса необходимо принять исчерпывающие меры по достижению поставленных перед ними целей в рамках доведенных лимитов.
Уважаемые депутаты!
Законопроект прошел независимую экспертизу, одобрен комитетами и комиссиями Государственного Собрания, Счетной палатой Республики Мордовия, в связи с чем Правительство Республики Мордовия просит принять его сегодня в двух чтениях.
Файл: Загрузить
24.03.2014